Опасения продовольственного кризиса побудили ООН призвать к уходу от интенсивного фермерства и ГМО к более устойчивому развитию.

ЮНКТАД обзор торговли и окружающей среды 2013:
Проснитесь, пока не слишком поздно: Сделайте сегодня сельское хозяйство по настоящему жизнеспособным для продовольственной безопасности в меняющемся климате
http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=666

Проснитесь и понюхайте почву! Революционный отчет ООН об изменении точки зрения, что необходимо для того, чтобы питаться в будущем
Анна Лаппэ
Civil Eats, 18 сентября 2013 г.
http://civileats.com/2013/09/18/wake-up-and-smell-the-soil-a-groundbreaking-unctad-report-on-the-paradigm-shift-needed-to-feed-the-future/

*Отчет об изменении точки зрения, что необходимо для того, чтобы питаться в будущем

Ограничитель отчета, который пришел на почту сегодня утром. Не сильно изящно названо: «Проснитесь, пока не слишком поздно», новый отчет конференции ООН по проблемам торговли и развитию — это сплоченный призыв к действиям для перехода к более устойчивому развитию в продовольствия и фермерстве — для гарантии продовольственной безопасности в меняющимся климате.

Когда Монсанто и другие химические компании перегибают палку относительно заявления, что нам необходима их продукция, чтобы кормить весь мир, когда The New York Times публикует многостраничные статьи относительно генной инженерии, в очень удачный момент выходит отчет. Среди авторов отчетов несколько всемирно известных экспертов в области продовольствия, устойчивого развития и археологии, включая Мигеля Алтиери, профессора Юниверсити-Колледжа Беркли, и Оливера де Шуттера, специального докладчика Европейского Союза по вопросам о праве на питание.

Три ключевых открытия: Во-первых, основным сообщением, которое большинство из нас слышит о снижении голода, продолжает быть «Выращивание большего количества еды!». В отчете гораздо меньше акцента, чем нужно, на экономический и социальный аспекты голода. «Голод и неправильное питание» — пишут авторы, — «в основном относятся к нехватке покупательной способности и/или невозможности бедных слоев населения сельских районов быть экономически самостоятельными».

Другими словами, для того, чтобы обратиться к основным причинам голода, мы должны заняться вопросами оказания поддержки фермерам и продвигать так называемую продовольственную независимость. Как говорила моя мать, Франсе Мур Лаппэ, в своей конструктивной книге в 1977 году «Food First», «голод вызывается не нехваткой продовольственных продуктов, а нехваткой демократии».

Во-вторых, в отчете идет призыв ни к сему иному, как к «смене точки зрения» в вопросах выращивания продуктов, уходу от капиталоемкого, монокультурного сельского хозяйства, и переходу на, как они называют, «экологическую интенсификацию». Это означает не только необходимость переосмысления фермерских практик, но также и переосмысление самих фермеров: необходимо рассматривать фермера не только как производителя сельскохозяйственных продуктов, но и как управляющего землей, который предоставляет всем нам ценные услуги относительно защиты почвы, воды, биологического разнообразия и даже климатической стабильности.

Когда я писала свою последнюю книгу «Худей ради теплой планеты», возможно это было моим самым большим моментом просветления: Да, фермеры находятся на передовых климатического кризиса — часто первыми попадают под удар климатических катастроф и сильней других страдают от них — но они также находятся на передовых решений. Они единственные, кто лучше всех могут защитить наши экосистемы, включая почву, воду и чистый воздух, от которых мы все зависим.

И наконец, авторы подчеркивают необходимость системных изменений; это единственный способ обратиться к истокам причин голода и достигнуть необходимого изменения точки зрения. Люди — это не о необходимости «подстраиваться» там и здесь, это призыв к «трансформации» самой сути системы продуктов питания.

В отчете также представлены ценные данные, которые доказывают преимущества такого изменения точки зрения, особенно, когда мы сталкиваемся с все больше и больше нестабильным климатическим будущим. В особенно интересной главе профессор Мигель Алтиери отмечает растущее число фактов относительно роли устойчивых сельскохозяйственных практик в гибкости ведения фермерского хозяйства, которое способствует развитию, относительно основных климатических событий. Все результаты, показанные такими фермерами с более высоким биологическим разнообразием и другими агроэкологическими качествами были значительно лучше после природных катастроф.

После урагана «Митч», прошедшего по Центральной Америке, движение Campesino o Campesino организовало фермерские поисковые команды для оценки последствий. Они посетили 1804 фермы в 360 общинах Гватемалы, Гондураса и Никарагуа. То, что они обнаружили, было удивительным: Фермеры, которые использовали практики устойчивого развития сельского хозяйства, сохранили больше влаги почвы и 20-40% больше верхнего слоя почвы; также у них было меньше эрозии почвы и они понесли меньшие экономические затраты.

Также в отчете отмечается, как агропромышленность и химические корпорации влияют на параметры политики, разрешительные органы и исследовательские институты, тем самым замедляя процесс распространения устойчивых сельскохозяйственных практик. Один из примеров. Марсия Ишии-Эйтман из системы действий в отношении пестицидов в Северной Америке описывает, как химические корпорации оказывают влияние на национальную и международную политику использования химикатов.

Например, после того, как Малайзия в 2002 году установила запрет на использование высокотоксичных химических гербицидов Паракат, его производитель, компания Сингента, присоединилась к отрасли по производству пальмового масла для того, чтобы лоббировать отмену запрета, что и произошло в 2006 году. Сегодня Паракат очень широко используется в Малайзии.

Также в отчете очень четко указано, что действовать необходимо именно сейчас т.к. многие ресурсы, от которых мы зависим относительно продовольственной безопасности, находятся под угрозой: от стабильного климата до богатых верхних слоев почвы и доступной воды. В главе за главой авторы отмечают важность применения устойчивого сельского хозяйства, не только для того, чтобы стимулировать большую фермерскую гибкость, но и для того, чтобы сохранить жизненно важные природные ресурсы.